Нижне-Свирская ГЭС

Сооружения Нижне-Свирского гидроузла видны впереди по курсу теплохода издалека. Серое, строгих форм здание электростанции, башни и подходные каналы шлюза, плотина и лес ажурных металлических опор, несущих множество проводов.

История создания этой ГЭС примечательна. Свирь привлекла к себе внимание гидроэнергетиков еще в начале 20 века. Извилистый фарватер и пороги затрудняли судоходство, а многоводность, стремительность течения, резкий перепад между уровнями Онежского и Ладожского озер – 27,5 метра – таили большие запасы энергии. Возведение на реке плотин помогло бы решить, таким образом, сразу две задачи – улучшить условия для прохождения теплоходов и получить электроэнергию. Нижнесвирская ГЭС была создана по плану ГОЭЛРО, разработанному по предложению Ленина в 1920 году. Вскоре на Свири начались изыскательские работы. Однако, материальное положение страны не позволило начать строительство сразу. Первоочередность была признана за Волховской ГЭС, что на реке Волхов. На Свири же только несколько улучшили условия судоходства, углубив фарватер. Работы по сооружению плотины и ГЭС развернулись в 1927 году после пуска Волховской ГЭС. Задачи предстояло решить небывалые в мировой практике. Обычно, плотина возводилась на твердых грунтах, на скальном основании. А здесь был своеобразный слоеный пирог – девонские глины и пески, под которыми находились грунтовые воды.

Приглашенные американские консультанты считали строительство на таких грунтах технической авантюрой, равносильной экономической катастрофе. Рано или поздно, утверждали они, девон будет размыт, основание плотины поплывет, и бетонная громада рухнет. Начальник строительства, Генрих Осипович Графтио, отвечал: «Станция построена будет и будет работать на социализм». Уверенность Графтио опиралась на результаты многочисленных исследований. Образцы пород изучались в лабораториях Ленинграда, Москвы, Стокгольма, Вены. Только в СССР было произведено более 750 опытов по испытанию грунтов. К созданию проектов были привлечены крупнейшие советские энергетики и иностранные специалисты. Из 22 проектов остановили внимание два: один – американской фирмы, другой – свирьстройцев.

Американцы предложили поставить плотину на кессоны, которые с помощью сжатого воздуха были бы опущены на 11 метров ниже дна реки. Проект был надежен, но технически очень сложен и дорог. Да и в стране не было кессонов. Коллектив Свирьстроя выдвинул проект до дерзости простой и смелый. Он основывался на свойстве мягких грунтов деформироваться от сжатия. Графтио предложил возводить плотину с небольшим наклоном против течения реки. При заполнении водохранилища давление воды будет возрастать, девон в основании плотины осядет, уплотнится под ее тяжестью. И тогда плотина и станция, оседая вместе с основанием от собственного веса и под напором поднявшегося уровня воды, примут вертикальное положение и прочно утвердятся на девонских глинах. Для надежности сооружения была разработана особая конструкция распластанного основания и плотины, и ГЭС. Принят был проект свирьстроевцев.

Предвидение гидростроителей оправдалось. Уже через год после начала работы станции в 1934 году, осадка сооружения прекратилась, оно приняло вертикальное положение. Так была открыта новая страница в практике мирового гидростроения – строительство ГЭС на мягких грунтах. Весной 1927 года 18 – ю километрами выше Лодейного Поля, на левом берегу Свири, высадилась партия строителей. Предстояло выполнить громадный объем работ: вынуть почти 5,5 миллиона кубометров земли, уложить свыше полумиллиона кубометров бетона, изготовить и установить 7,5 тысячи металлических конструкций. Почти все работы выполнялись вручную.

На стройке работало 10 – 15 тысяч человек. Строительство велось без остановки судоходства на Свири. В месте перекрытия река разделилась на два естественных рукава, огибая небольшой островок Негежма. Работы шли сначала между островом и левым берегом – здесь строилась часть плотины с шлюзом, а движение судов в это время продолжалось по правой протоке. Затем шлюз стал пропускать суда, и началось перекрытие правого рукава реки. 19 декабря 1933 года дал ток один агрегат станции, к 1935 году вошли в строй все четыре агрегата. По высоковольтной линии ток Нижне-Свирской ГЭС пошел в Ленинград. Работа станции была прервана осенью 1941 года фашистскими войсками, вышедшими к Свири. Они расхитили ценное оборудование, привели в негодность турбины, трансформаторы, сожгли поселок гидростроителей, но плотину не тронули: она создавала для них прикрытие. Когда в 1944 году была задумана наступательная операция советских войск, командование Карельского фронта, чтобы облегчить форсирование Свири, приняло решение накануне штурма взорвать ворота шлюза. Взрыв вызвал паводок, который снес все переправы врага, связывавшие правый, северный берег с плацдармом, захваченным фашистами на левом, южном берегу. Понизился уровень воды в реке, обнажились пороги. Как только лодейнопольская земля была очищена от врага, начались работы по возрождению Нижне-Свирской ГЭС. Сюда приехал Генрих Осипович Графтио.

Станцию не просто восстанавливали, ее делали более мощной и современной. К концу войны Нижне-Свирская ГЭС дала ток, через шлюз пошли суда. После смерти Генриха Осиповича Графтио в 1949 году, гидроузлу было присвоено его имя и на площадке перед восточным фасадом станции был установлен бюст замечательного гидростроителя. Нижне-Свирский гидроузел состоит из плотины, здания ГЭС и однокамерного шлюза. Плотина высотой почти 30 метров растянулась более чем на 1,5 км. В центральной части – это мощное железобетонное сооружение, а лево- и правобережное ее крылья – насыпные. Через шлюз проходит поворотный мост с железнодорожной колеей. Неподвижный мост лимитировал бы габариты проходящих судов. Машинный зал в здании ГЭС был впервые в СССР сооружен из сборного железобетона.

В нем установлены четыре агрегата, каждый мощностью 26,4 тысячи киловатт. Среднегодовая выработка электроэнергии составляет 515 миллионов киловатт-часов. Шлюз Нижне-Свирского гидроузла опускает и поднимает суда на 12 метров. Размеры камеры шлюза: длина 200 метров, ширина 20 метров. По сорока шести водоводным галереям (23 с каждой стороны) воду спускают в нижний бьеф. У нижних ворот шлюза – высокая башня. Здесь помещается пульт управления. Отсюда диспетчер осуществляет управление всем циклом шлюзования. В первый день работы шлюза, 17 июня 1933 года, через него было пропущено четыре судна.

Все права на материал принадлежат сайту www.mirkruizov.ru.

 
(495) 698-32-38
(495) 698-10-70